IBM на конференции Fall Processor Forum отрапортовала о начале производства микропроцессоров для консоли Xbox 360 (выходящей в Штатах 22 ноября). Выпуск чипов для новых «коробочек» налажен сразу на двух заводах, при этом задействованы производственные мощности сторонней компании – сингапурской Chartered Semiconductor Manufacturing. Этого потребовала Microsoft, не желающая, следуя народной мудрости, класть все яйца в одну корзину.
На прошедшей в Лондоне международной конференции Biometrics 2005, посвященной технологиям биометрической идентификации, один из самых интересных докладов прочитал Роб Боули (Rob Bowley), директор ID-проектов UKPS, Паспортной службы Великобритании. Важнейший вывод из доклада сводится к тому, что, согласно результатам обстоятельных испытаний, нынешние технологии опознания по радужке глаза (ирису) пока недостаточно отработаны для повсеместного употребления.
Судя по циркулирующим в Интернете слухам, скоро не станет еще одной легендарной немецкой фирмы: Agfa Photo, вероятно, будет ликвидирована до конца текущего года.
Определился еще один стратегический альянс в столь лакомом для производителей сегменте цифровых зеркалок: о намерении совместно разрабатывать D-SLR-камеры объявили Samsung и Pentax. Распределение ролей вполне очевидное: японцы поделятся фотографическим опытом и оптикой, а корейцы – электронной начинкой и алгоритмами обработки изображений.
Яркие инновации в последнее время проходят все больше по ведомству Google, но и у Microsoft еще находится чем удивить публику. Специалисты исследовательского подразделения корпорации представили на суд общественности прототип драйвера VirtualWiFi, позволяющего превратить одно физическое Wi-Fi-устройство в несколько виртуальных.
Ползающая камера величиной со стандартную пилюлю имеет шесть лапок, заканчивающихся микроскопическими крючками. По свидетельству разработчиков, крючки слишком малы, чтобы нанести повреждения мягким тканям желудка и кишечника, однако их размер достаточен, чтобы прибор не скользил на слизи, покрывающей внутреннюю поверхность органов, и мог подобраться к любому месту, вызывающему интерес врачей. В нужной точке зонд фиксируется, выдвигая специальный зажим с «челюстями» длиной 5 мм. Челюсти зажима обладают достаточной силой, чтобы противостоять мышечным сокращениям тканей, проталкивающим пищу по тракту.
Ввод в строй марсианского интернет-атласа совпал с четвертой годовщиной выхода на орбиту Марса исследовательского модуля Mars Odyssey. Названием сайт обязан главному «картографу» – находящейся на борту «Одиссея» системе THEMIS (Thermal Emission Imaging System). Ее батарея из десяти инфракрасных сенсоров круглосуточно отсылает на Землю высококачественные тепловые снимки марсианской поверхности разрешением 100 метров на пиксел. Зафиксированные зондом значения температур на снимках отображаются при помощи цветовой шкалы, в результате чего марсианские ландшафты переливаются всеми цветами радуги, принимая несколько сюрреалистический вид. Наряду с «инфракрасными» пейзажами немало любопытного можно найти и обычных цветных фото, снятых видеокамерами зонда, а также в галерее «исторических» снимков, сделанных запущенными еще в 70-х годах модулями Viking. При необходимости различные слои можно накладывать друг на друга, получая довольно причудливый винегрет.
Напомним, что век горячих голубых звезд недолог, поэтому они, можно сказать, всегда молоды. Тем светилам, о которых идет речь, менее 200 млн. лет. Если наличие красных звезд в ядре галактики никого не удивляет, то происхождение группы молодых звезд неясно, их существование в самом сердце М31 противоречит теории. Во-первых, молодым звездам «надлежит» селиться в рукавах галактики, где есть все условия для их рождения, а именно скопления межзвездных газа и пыли. Во-вторых, гравитационное воздействие центральной черной дыры (140 млн. масс Солнца) на таком малом расстоянии столь велико, что вещество, даже если оно там есть, не должно собираться в плотные протозвездные образования. Ученые, конечно, обратили внимание на то, оба кольца лежат в одной плоскости, но при очевидной связи образований никаких объяснений этому факту не нашли. Новость об обнаружении «голубого кольца» в туманности Андромеды обошла Интернет в конце сентября, и вот – новое открытие.
Самый маленький в мире игрушечный автомобиль, состоящий всего из нескольких молекул, удалось изготовить в Университете Райса (Хьюстон). Авто размером всего два на три нанометра имеет полноценную раму, две оси и четыре колеса из фуллеренов – сферических молекул углерода С60.
В конце ноября Sony начнет поставлять консоль PSP в новом комплекте PSP Giga Pack. Лишние пятьдесят долларов/евро, которые придется выложить за этот набор, вполне оправдываются гигабайтной картой памяти Memory Stick Pro Duo вместо 32-мегабайтного недоразумения в Value Pack. Тогда же появится еще один фирменный аксессуар – аккумулятор емкостью 2200 мАч, работающий на 20% дольше стандартного. К началу октября для PSP вышло уже больше 180 игр и четыре десятка фильмов. В среднем на одну проданную PSP в США и Европе приходится 1,8 игры, а фильмов – меньше половинки диска. – Т.Б.
Конгресс США рассматривает вопрос об увеличении в следующем году квоты на въездные визы H-1B для высококвалифицированных работников из других стран с 65 тысяч до 95 тысяч. Юридический комитет палаты представителей уже одобрил предложение, к декабрю обещали разобраться окончательно. Судя по публикациям в Сети, больше всех этот вопрос волнует индийскую прессу. – Т.Б.
Macromedia приобрела компанию Mobile Innovation – разработчика перспективного пакета Flash Lite, который реализует флэш-анимацию на мобильных телефонах. – Т.Б.
Стоило корпорациям Intel и Microsoft, традиционно соблюдающим технологический нейтралитет, вдруг объявить о присоединении к «Группе продвижения HD DVD», как в лагере Blu-ray тут же активизировалась деятельность еще одного компьютерного гиганта, Hewlett-Packard. Главной причиной отказа Intel и Microsoft от принципа невмешательства стало, как известно, разное отношение соперников к очень чувствительному для компьютерной индустрии вопросу о так называемом управляемом копировании (Managed Copy). В HD DVD возможности легального копирования контента ныне решено сделать обязательным элементом спецификаций (функция, названная Mandatory Managed Copy, позволяет скопировать контент высокого разрешения на жесткий диск и распределить по клиентам домашней сети). А в ассоциации Blu-ray, или кратко BDA, напротив, сконцентрировали усилия на дополнительных мерах защиты сверх уже принятых, игнорируя Managed Copy. По этим причинам для успеха грядущих продуктов Intel и Microsoft (Viiv и Media Center соответственно, превращающих компьютер в домашний центр развлечений) «копировальный» аспект технологии стал принципиально важным для победы над конкурентами – медиа-центрами бытовой электроники.
При таком повороте событий корпорация Toshiba, возглавляющая лагерь HD DVD, решила прибегнуть к оружию, обычно в японской электронной индустрии не применяющемуся, – она обратилась за помощью к фирмам Китая, выпускающим дешевую аппаратуру. На тактику привлечения китайских производителей в Японии, вообще говоря, наложен негласный запрет, поскольку главные национальные компании, такие как Sony или Matsushita, всегда стараются как можно дольше откладывать превращение своих технологий в дешевые потребительские товары. Даже имея сборочные предприятия на территории Китая, они предпочитают изготовлять ключевые технологические элементы (ЖК-панели, оптику, лазеры) исключительно на заводах в Японии. Однако в нынешних условиях, когда главный противник HD DVD – корпорация Sony, возглавляющая лагерь Blu-ray, сумела перетянуть на свою сторону почти всю американскую киноиндустрию и вдобавок собирается завалить мир Blu-ray-плейерами игровых консолей PlayStation 3, Toshiba отважилась на рискованный шаг и нарушила табу.
В области компьютерных приводов лагерь Blu-ray, похоже, чуть опережает соперников. Недавно с анонсом выступил флагман HD DVD альянса – Toshiba, ее ноутбучный привод TS-L802A умеет только читать HD DVD, но не записывать (и то лишь однослойные диски, после апгрейда firmware ему должны покориться и двухслойные). С остальными распространенными стандартами CD и DVD (включая даже DVD-RAM) проблем нет – здесь возможны и чтение, и запись. Модель использует единую оптическую систему для работы с тремя лазерами (синим, красным и инфракрасным) и при этом мало отличается весом и габаритами от обычных мобильных DVD-приводов (толщина 12,7 мм, вес 160 г). Toshiba рассчитывает представить опытные образцы до конца года, массовые поставки ожидаются весной 2006-го.
ML-1615, ML-2015 и ML-3561N/ND: монохромные компактные лазерные принтеры
цветная лазерная печать
форм-фактор 3,5 дюйма
VGX-XL1A (компьютер)
форм-фактор 3,5 дюйма
интерфейс ATAPI ( PX-760A) или Serial-ATA (PX-760SA)
цветная лазерная печать
разрешение 300x450dpi
диагональ экрана 12, 15 или 17 дюймов
6-Мп 1/2,5-дюймовый ПЗС-сенсор
процессор PowerPC G5 с частотой 1,9 или 2,1 ГГц
один (Dual) или два (Quad) двухъядерных процессора PowerPC G5 с частотой 2—2,5 ГГц
Спроектирован PDA2 в пока[Со временем, наверное, их приведут к телефоноподобному виду] свойственной WM-коммуникаторам манере, то есть КПК со сглаженными углами. Размеры соответствующие, но впредь это будет нечасто повторяться[Следующее поколение смартфонов обещает быть весьма компактным. Единственное исключение – HTC Universal, но его грузность объясняется наличием VGA-дисплея]. Фронтон кажется довольно симметричным за счет распределения кнопок управления. Две из них находятся справа и слева от динамика, над QVGA-экраном, а джойстик и клавиши «Прием» и «Отбой» – внизу. На оборотной стороне корпуса – объектив неплохой[Надо понимать, что довольно высокую оценку фотографии заслуживают в сравнении с другими снимками, сделанными смартфонами на Windows Mobile. По необъяснимой причине независимо от того, кто разработал агрегат, они почти всегда уступают в качестве изображениям, запечатленным при помощи обычных телефонов и смартфонов на других ОС] 1,3-мегапиксельной камеры и крышка аккумуляторного отсека. На макушке разместились выключатель, слот SD/MMC (SDIO), ИК-порт и пенал для стилуса. Набалдашник, выдающийся за пределы отведенного пеналу углубления, выходит одной стороной на левую грань прибора. Взгляд скользит по ней, ни на чем не задерживаясь. Единственная «зацепка», попадающаяся на повороте к донной части трубки, – резиновая заглушка гнезда для наушников (разъем 2,5 мм). За ней следуют разъем для зарядного устройства и отверстие микрофона. Обогнув следующий угол, попадаем на правый торец телефона с клавишами запуска приложений «Камера» и «Голосовые заметки» и рычажком для регулировки громкости.
Энергию телефон потребляет активно, особенно при включенной радиочасти. Сопоставление времени воспроизведения MP3 в режимах обычном и «В самолете» красноречиво об этом свидетельствует. Из той же таблицы явствует, что софт HP iPAQ 6340 в этом смысле спроектировано лучше, да и сам аппарат работает дольше. Однако от перевеса в энергосбережении при нормировании на мегагерцы остаются лишь воспоминания, так как получается, что даже PDA2 расходует меньше в пересчете на единицу тактовой частоты. Простое деление потребляемой мощности на текущую частоту для i-mate и HP дает значения, отличающиеся в 1,8 раза. Дело в том, что в iPAQ есть утилита, определяющая минимальный уровень заряда батареи, по достижении которого прибор перейдет в «ждущий» режим. Поскольку запас энергии неизвестен, я приводить эти данные не стал. В сущности, той же погрешностью обладают и измерения времени автономной работы (но надо же его хоть как-то оценивать). Тем не менее, несмотря на эти оговорки, можно сделать вывод о преимуществах архитектуры XScale перед ядром ARM9 (на нем базируется OMAP 1510). В общем, складывается занятная ситуация: машины на процессорах с низким потреблением мнятся нам энергозависимыми из-за подчас избыточной тактовой частоты, агрегаты же, не страдающие аппетитом, кажутся непритязательными из-за ограничения производительности. По счастью, параметры чипов XScale можно легко и точно отрегулировать. Этим-то, наверное, и придется заниматься желающим продлить дни самостоятельного существования своих «Intel Inside» смартфонов.
В поставку входят такие приложения, как «Альбом», KSE Truefax, Midlet Manager, «Фото контакты», «SIM-менеджер», Skype, xBackup, Zip, Enroller и Club i-mate email. «Альбом» – предмет многофункциональный, поддерживает просмотр и прослушивание файлов типа Bitmap, JPEG, GIF, AVI, MPEG-4, MIDI и WAV. KSE Truefax, по-видимому (я не проверял), призван облегчить отправку и получение факсов на смартфоне. Midlet Manager – признак заботы о поклонниках ПО на Java, которых избавили от необходимости идти на уловки ради обретения своим устройством поддержки J2ME. «Фото контакты» помогут установить личность звонящего, если ваше состояние таково, что имя, всплывшее из записной книжки, уже ни о чем не говорит. «SIM-менеджер» и Skype. Производитель любезно снял с покупателя бремя инсталляции VoIP-клиента. xBackup занимается резервным копированием данных не только на ПК, но и в энергонезависимую память коммуникатора; настройки аскетичны. Zip – архиватор, уместный довесок к пакету дополнительного ПО. Enroller хранит имена и пароли для доступа к серверам, требующим авторизации.
Для завершения картины добавлю, что за i-mate PDA2 просят не меньше 700 долларов (HP iPAQ 6340 – $540). Любителей видео последний вариант точно не устроит, хотя настоящие эстеты вряд ли вообще согласятся пялиться в 3,5-дюймовый экран разрешения QVGA. Те же, кто редко смотрят фильмы в таком формате, останутся довольны iPAQ. Пожалуй, самым неприятным следствием слабости процессора 6340 является невозможность использования программы Skype. Разумеется, владельцы PDA2 будут чувствовать себя увереннее, имея под рукой весь его вычислительный потенциал и приличную камеру в придачу. Так что вывод мой незамысловат. Если у вас нет особых предпочтений, но есть потребность в мощном процессоре или камере, ваш выбор – i-mate PDA2. В отсутствие таковой – HP iPAQ.
Стоит ли из-за вышеописанных «примочек», обеспечивающих неясно какое улучшение звука, и технологии, позволяющей где-то в отдаленном будущем увеличить на несколько процентов производительность в компьютерных играх, покупать современную аудиокарту? С нашей точки зрения, однозначно нет. Если к двухканальной звуковой плате «прикрутить» еще три канала невозможно, то заменить «улучшалки» Creative альтернативными программными решениями нетрудно. К примеру, описанный Голубицким плагин iZotope Ozone, «встраивающийся» в WinAMP и Windows Media Player, с успехом заменит любой «кристаллайзер», а лишняя сотня долларов, потраченных на процессор или видеокарту, обеспечит куда более внушительную прибавку к производительности, чем покупка дискретной звуковой карты. Так что обо всем вышенаписанном с этого момента можете смело забыть, как о кошмарном маркетинговом сне: карточки X-Fi интересны отнюдь не этим. А чем? Сейчас разберемся.
Прежде всего отметим резко возросшее качество звука, обеспечиваемого X-Fi. «Компьютерра», к сожалению, не располагает специальным тестовым оборудованием, позволяющим снять объективную характеристику входных и выходных каскадов звуковой карты (да читателю вряд ли интересно изучать точные цифры динамического диапазона и уровня интермодуляционных искажений), однако, по результатам измерений наших коллег, даже недорогая X-Fi Xtreme Music лишь на доли процента уступает гораздо более дорогому профессиональному решению начального уровня Echo Audio Gina3G, а X-Fi Elite Pro, построенная на топовых ЦАПах Cirrus Logic CS4398, и вовсе бьет его по всем статьям. Наконец-то решения Creative избавились от «наследственного» недостатка еще первых Sound Blaster Live! – довольно посредственной и вдобавок практически неотключаемой принудительной передискретизации3 звука из популярнейшего формата с частотой сэмплирования 44,1 кГц во «внутренний» формат с частотой сэмплирования 48 кГц, приводившей к ощутимым искажениям при воспроизведении. Отчасти это вызвано радикально улучшенной схемой SRC (Sample Rate Converter), осуществляющей эту самую передискретизацию; отчасти – возможностью принудительно отключить передискретизацию.
Переходим к режиму создания музыки и видим звукорежиссерский пульт с большим количеством кнопочек, ползунков и других элементов управления, позволяющих отрегулировать каждый из многочисленных каналов записи и воспроизведения и назначить им (раздельно!) способы их обработки (эквалайзеры, хорусы, ревербераторы и т. д.) и возможность разбросать аудиопотоки по колонкам. Тут же – мониторинг уровня сигнала, настройка частоты дискретизации и возможность отключения SRC. Внятно, доходчиво, удобно – браво, Creative! Жмем руку специалистам по юзабилити, дизайнерам и программистам, которые создали это небольшое, но очень приятное чудо.
У коробочки достаточно сложное – так сказать, сугубо профессиональное – управление, позволяющее предположить, что программа написана на чем-нибудь серьезном, как минимум – на Linux. Разобраться в разветвленном меню и, главное, понять, что там за что отвечает (особенно если учесть лапидарность мануала и его непереведенность на русский), – дело, требующее ума и терпения, но, в общем, посильное. Приведу для примера четыре строчки из меню Control: Local, AV/C, Syncro Slave, Tapeless. Впрочем, последняя строчка, думаю, понятна каждому: включаем камеру, вынимаем из нее кассету – и спокойно и непринужденно пишем на винчестер FS-4. В камере при этом (во всяком случае, в моем Canon’е) мигает красный значок кассетки, – что нисколько не мешает ей работать и гнать видео по FireWire (впрочем, такие способности цифровых видеокамер можно наблюдать и на компьютере). Забавно, что это видео можно даже просмотреть, – правда, конечно, не на синеньком продолговатом «знаковом» дисплее, а на дисплее камеры, которая в этом случае будет управляться стандартными «проигрывательными» (play, pause, stop, ff, rew и т. д.) кнопками рекордера. Софт FS-4 позволяет также устанавливать текущее время (чтобы помечать записываемые видеофайлы), стирать лишнее, форматировать диск и даже его «чинить» (Repair), то есть проводить работу, которой на компьютере обычно занимаются утилиты ChekDisk или Disk Doctor.
Итак, мы находим интересный материал, бегло просматриваем его и тут же (не отходя от кассы браузера!) делаем необходимые пометки – подсвечиваем ключевые слова, добавляем картинки, гиперссылки, занимаемся украшательством (шрифты, стили, цвет – что угодно) – все это с помощью интеграционного инструмента ContentSaver под названием Edit WebPage (рис. 1).
Обратите внимание: в выкидном меню ContentSaver Tools мы можем даже включить таймер, который напомнит нам о необходимости повторного возвращения к материалу через заданный интервал времени, – удивительно продуманная и нужная функция!
После косметической обработки мы сохраняем нужные нам элементы экрана: страницу целиком, выделенную часть текста, изображение или заданного размера скриншот (рис. 2). Но и это еще не все: с помощью специального инструмента Multiple Saving мы можем молниеносно сохранить любые веб-страницы, связанные с активной страницей (рис. 3). В верхней части окна мы видим полный список линков (не только первого, но и второго уровня!) вместе с адресами и заголовками, в нижней панели – динамически подгружаемое содержание этих страниц! Необходимо лишь проставить галочки, нажать кнопку Start Saving – и ContentSaver автоматически переместит информацию в папку по умолчанию (New Documents) вашего архива!
Ну а если уж вам потребуется нюансировка, то никакой китайский MyBase не сравнится с несусветной дотошностью тевтонского рыцаря – выбираете из контекстного меню мыши либо тулбара опцию Save Web Page As и наслаждаетесь совсем неприличной детализацией (рис. 4).
Уже в этом промежуточном интерфейсе нам предлагается сохранить материал в любой папке архива, сопроводить веб-страницу собственным комментарием, выбрать один из четырех уровней важности, включить или исключить картинки, убрать или оставить анимацию, флэшки и скрипты. В том же окне Save Web Page As мы напрямую выходим на ценнейшую функцию одновременной индексации материала по нескольким категориям – нажимаем на кнопку Select Categories… (рис. 5) и получаем полный список существующих тематических разделов нашего архива. В этом же окне мы можем создавать новые категории, новые подкатегории, а также одним кликом мыши относить индексируемый материал к любому категориальному набору, который мы использовали в предыдущий раз (кнопка Repeat Last Category Assignment). Последняя опция особенно удобна при целенаправленном сборе информации по заданной теме. Очевидно, что в этом случае большая часть сохраняемых материалов однородна, так же как и их категориальная принадлежность. Впрочем, в любой момент мы можем внести нюансировку и дополнить категориальный набор материала специфической для него информацией.
Иллюстрируя пример с последней статьей горячо любимого мною Дмитрия Евгеньевича Галковского, я создал в окне Select Categories несколько релевантных категорий, к которым и отнес сохраняемый материал веб-страницы (рис. 6).
Вся мера бесконечной продуманности детища Мартина Коппманна (ах уж эти очаровательно-избыточные две "П" и две "Н"!) отражается в галочках, которые автоматически устанавливаются напротив каждой вновь создаваемой категории и подкатегории! Оно понятно: если пользователь решил дополнить существующий список категорий своего архива новыми, значит, он непременно собирается их использовать в данном конкретном случае сохранения информации, так что разумно облегчить его работу и услужливо, по умолчанию эти новые категории выделить! Так просто, не правда ли? Так очевидно! Между тем подобной продуманности вы не встретите в 99% современных компьютерных программ, вышедших из-под пера не только шареварцев (им сам бог велел недосматривать за деталями!), но и могучих софтостроительных домов. ContentSaver – это хрестоматийная иллюстрация великого «немецкого качества», знакомого по продукции «Грюндига» (увы, ныне почившего) и автомобилестроения.
Нажимаем на кнопку Save, и через мгновение переливный колокольчик wav-файла (еще одна показательная деталь продуманности ContentSaver!) сообщает об успешной телепортации статьи Галковского в архив. В таком же духе мы продолжим нашу сессию веб-серфинга до полного утоления информационного голода.
По сравнению с предыдущими версиями ускорилась обработка миниатюр в режиме браузера. Разница становится особенно заметной при открытии папок с сотнями изображений. Над окном просмотра миниатюр появился ползунок, с помощью которого вы можете плавно менять их размер.
Значительно больше информации показывается в «Свойствах». Теперь там можно сразу просмотреть, например, размер изображения в дюймах, количество пикселов на дюйм, размер несжатого файла и пр.
Взгляните на очаровательную девушку, с аппетитом уплетающую сгущенное молоко (рис. 1). Ей нужно слегка разгладить кожу, убрать дырку в ухе и, самое главное, вылечить простуду на губе.
«Лекарство от простуды» лежит в другом месте, называемом «Восстановление фото». Вы можете «Вылечить» (инструмент так и называется) девушку, нажав сначала правой кнопкой мыши около больного места, а потом нажать левую кнопку мыши на болячке. При этом удаляются резкие переходы цветов, и пространство под курсором заполняется тем цветовым рисунком, который вы выбрали при нажатии правой кнопки мыши. Как видите, девушка вполне здорова (рис. 2).
Вторая беда многих фотоаппаратов – красные зрачки на снимках при использовании вспышки (рис. 3). ACDSee 8 имеет встроенные средства восстановления естественного цвета. Кроме того, вы можете раскрасить зрачки «пациента» в произвольный цвет.
Посмотрите на рисунки 4 и 5. Видите разницу? Во время обработки исходного фото использовались описываемые инструменты «Шум», «Восстановление фото», «Выдержка» («Кривые») и «Цвет» («Оттенок»).
Нельзя сказать, что информация о такой трассировке – сенсационная новость. И представители спецслужб, и сотрудничающие с ними в подобных вопросах фирмы, выпускающие печатающее оборудование и программы для работы с изображениями, сдержанно признают, что занимаются встраиванием особых средств против фальшивомонетчиков. Однако в подробности этих средств и в детали выводимой распечатками информации, по понятным причинам, предпочитают не вдаваться. Чем, естественно, сильно возбуждают правозащитные организации, озабоченные насаждением чрезмерной секретности и пренебрежением к правам человека на тайну личной жизни. И вот теперь одна из таких организаций, технологически наиболее продвинутая американская Electronic Frontier Foundation впервые вскрыла и опубликовала код трассировки для принтера DocuColor фирмы Xerox.
Статья, рекомендующая потребителям ИТ воздержаться от необдуманных вложений и вообще трезво оценить свою ИТ-политику, не могла не вызвать бурю негодования у тех, чье финансовое положение напрямую зависит от количества проданных лицензий или установленных серверов. Последовавшее за публикацией бурное обсуждение подвигло Карра написать книгу. Изначально она называлась так же, как оригинальная статья, однако по предложению издателя автор несколько смягчил интонацию, и в итоге книга вышла под заглавием, предполагающим хоть какую-то дискуссию: «Does IT Matter? Information Technology and the Corrosion of Compepitive Advantage» («Значат ли ИТ что-нибудь? Информационные технологии и разрушение конкурентных преимуществ»). На русский язык она переведена под хлестким, но маловразумительным названием «Блеск и нищета информационных технологий: почему ИТ не являются конкурентным преимуществом» (М.: ИД «Секрет фирмы», 2005. – 176 с.).
Эта книга (впервые вышедшая в 1972 году) написана одним из пионеров кибернетики, английским ученым Стаффордом Биром (Stafford Beer), которого Норберт Винер считал отцом кибернетики менеджмента. Науку, которую развивал Бир, на Западе называют operational research. Ее основной темой были системы управления предприятием или фирмой. В книге разрабатывается концепция так называемой «Модели жизнеспособной системы» (Viable System Model, VSM). «Сердце» VSM – ситуационный центр, где концентрируется, визуализируется, анализируется вся оперативная информация о функционировании производственной структуры. Сама же VSM имеет пятиуровневую структуру, где каждый уровень реализует, согласно Биру, одну из функций центральной нервной системы.
В 1960-х годах сотрудник кафедры научной информации МГУ Виктор Дувакин начал собирать коллекцию магнитофонных записей бесед с людьми, причастными к важнейшим событиям русской культуры первой половины ХХ века. В книгу вошли записи бесед (отрывки из них в формате MP3 помещены на прилагаемый компакт-диск) с несколькими выдающимися математиками, работавшими в то время на механико-математическом факультете МГУ.|
|